Масло моторное. Как правильно выбрать?
0

Авторизация

Масло моторное. Как правильно выбрать?

Масло моторное.

Как правильно выбрать?


     Говорят, кашу маслом не испортишь, а двигатель? Испортишь. Ещё как, и многие готовы поделиться своими историями на эту тему. Мы же с Вами постараемся найти правильный ответ на вопрос, какое масло заправлять в двигатель каждого конкретного автомобиля?

     Ответ существует только один – то, которое указал производитель автомобиля. Конструкторы задают необходимые физико-химические свойства масла уже при проектировании и испытании двигателя. Определённые производителем свойства фигурируют в сервисной книжке в виде принятых международными стандартами обозначений. При отсутствии сервисной книжки можно воспользоваться каталогом любого известного вам производителя масел, размещаемым на его официальном сайте. Крупнейшие масляные компании, представленные на российском рынке (Shell, Exon-Mobil, Castrol, Motul и др) дорожат своей репутацией и строго соблюдают нормы и требования по сертификации продукции и рекомендуют применять те продукты, которые определил производитель автомобиля.

     Теперь предположим, что Вашему автомобилю рекомендовано наиболее актуальное в последние годы энергосберегающее масло с индексом вязкости 0W20 и классом качества SN. Ключевой показатель здесь - обозначенный по стандарту SAE индекс вязкости 0W20. Надо заметить, что производители автомобилей допускают применения для одного и того же двигателя масел различной вязкости. Всё зависит от условий и режима эксплуатации. Поэтому не удивляйтесь, если рядом с рекомендацией 0W20 будет предложена альтернатива 5W30. Встречаются инструкции, где рекомендованы и три варианта индексов вязкости. За разъяснениями лучше обратиться к профессионалам.
Вязкость оказывает серьёзное воздействие на работу двигателя. Она в частности определяет температуру пуска в зимнее время. Например, масло с индексом вязкости 0W# должно гарантировать возможность проворачивания коленвала при температуре от -35°С до -40°С (это требование прописано в стандарте SAE). Индекс вязкости перед буквой W характеризует возможность запуска двигателя при низких температурах. Температура застывания может быть и ниже, но ни в коем случае не выше. Информация о температуре застывания и других характеристиках масел содержится в так называемых TDS (Technical Data Sheet) или, по-русски говоря, техпаспортах. Они, как правило, доступны для просмотра в интернете. Широко распространённые на Дальнем Востоке масла внутреннего японского рынка с индексом вязкости 0W20 по информации, взятой из одной из TDS, к сожалению, замерзают при -27-30°С. Масло для внутреннего японского рынка изготовляется по особым техническим условиям, иногда отличающимся от международных стандартов.

     От индекса вязкости зависит мощность и экомичность двигателя. Индекс вязкости после буквы W характеризует вязкостно-температурные свойства при рабочих температурах от +100°С до +150°С градусов. Соблюдение этого индекса крайне важно для длительной и надёжной работы двигателя. Вязкость при рабочей температуре должна иметь оптимальное значение, определяемое изготовителем агрегата. Повышенная вязкость ведет к увеличению сопротивления взаимного перемещения деталей, а пониженная к нарушению величины минимального зазора, необходимого для осуществления жидкостного трения. Решающий фактор выбора вязкости – потери на трение, поэтому конструкторы современных двигателей выбирают предпочтительно масла небольшой вязкости. Выбор необходимой вязкости зависит от конструкции двигателя. Чем выше скорость перемещения трущихся пар, тем выше зазор между ними и наоборот. Поэтому, высокооборотные двигатели смазывают более жидкими маслами, которые к тому же снижают расход мощности на преодоление трения. Низкооборотные двигатели смазывают более густыми маслами. Маловязкое масло лучше отводит тепло от рабочих деталей, т.к. оно быстрее циркулирует в системе смазки, лучше очищает детали и лучше фильтруется.

     Уменьшение высокотемпературной вязкости масла может обеспечить экономию топлива в прогретом двигателе до 5,5% , а низкотемпературной в холодном до 6,5%. Самое распространённое заблуждение связано с предположением, что более высокий класс вязкости позволит «выжать» из двигателя больше мощности, компенсировать износ и уж совсем сказочно выглядит возможность снизить таким образом расход масла.
Помните, что масло в современных двигателях является полноценным конструктивным элементом и выполняет роль рабочей жидкости в натяжителях цепей и в клапанах управления фазами газорапределения.
  
     Условия работы масел в агрегатах современных автомобилей постоянно усложняются. Растут удельные нагрузки на детали, увеличиваются скорости вращения валов, уменьшаются размеры агрегатов, повышаются рабочие температуры, ужесточаются экологические требования. Исходя из выше перечисленного, современные моторные масла должны обладать широким спектром крайне важных эксплуатационных свойств. Для удобства потребителей они характеризуются буквенными обозначениями, следующими за классом вязкости
0W20 SN.

     В данном случае класс качества указан в стандарте API. Прежде всего, это масло для бензиновых двигателей (на что указывает буква S). Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API SM в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, повышенном энергосбережении, улучшенной защите от износа и коррозии, большей топливной экономичности, улучшенной совместимостью с уплотнительными материалами и улучшенной защитой от шламообразования.
Классификация API применяется на внутренних рынках Японии и США и не учитывает многих дополнительных требований, выдвигаемых со стороны европейских производителей автомобилей. В Европе используют свою систему классификации масел по качеству ACEA. Масла, изготовленные по требованиям ACEA обычно соответствует одному из стандартов API и дополнительно несут в себе свойства необходимые для применения на европейских марках автомобилей. Соблюдать класс качества крайне важно.

     Следуйте рекомендациям инструкции, и Ваш автомобиль прослужит долго.